Методическая копилка. Чемодан № 1.


                                                                                           Ембулаева Людмила Николаевна, 
                                                                                                                    зав. библиотекой 
                                                                                                          МАОУ  гимназии № 144


Важный день
(Круглый стол по книге Евгения Ельчина «Сталинский нос»)
День оказался страшно важным.
Всю мою жизнь изменил.
Саша Зайчик
Круглый стол начался со знакомства с автором, фактами его биографии, родом деятельности.
    Главным героем книги ребята назвали Сашу, школьника  лет девяти со смешной фамилией Зайчик. От его имени ведется повествование. Его глазами мы видим страну периода сталинских репрессий.   На страницах книги так же часто, как имя Саши, упоминается фамилия Сталин. Его тоже можно назвать главным героем, им пропитаны мысли людей, он определяет все происходящее в стране.
                   Все вместе, исходя из характеристик Саши, попытались создать Сашину картину мира.
Саша Зайчик
Родина             Идеал
Органы безопасности Мечта
Родители       Дом           Соседи
Родственники                        Друзья
Успехи в школе                  Учительница
   Саша счастлив, живя в лучшей в мире стране, которую надежно охраняют, которой руководит человек, служащий образцом для подражания. Сашин папа – герой, соседи – большая дружная семья, есть родственники и друзья, он хорошо учится у самой лучшей в школе учительницы. Таким воспринимает окружающий мир главный герой.
  
Сашина картина мира участниками круглого стола была оценена иначе, им она не показалась такой светлой.
   Продолжив разговор, обнаружили, что,  казалось бы, такие надежные и крепкие кирпичики Сашиной конструкции рушатся в течение одного дня. Меняется его картина мира. Мальчик понимает: слова взрослых, которых он любит и которым привык доверять, противоречат тому, что он видит собственными глазами. Настало время самому думать, делать выводы, принимать решения.
   Одна из основных тем книги – тема страха, чувство страха и побудило Ельчина написать эту книгу. Растерянность, страх рождаются в душе Саши, когда он понимает, что  отец-предатель, сосед-доносчик, учительница-садистка, тетя-трусиха. Читатели признавались, что и им было страшно, узнавать такую правду о своей стране. А еще страшнее было понимание того, что для советских людей такая жизнь – норма, они в таком обществе искренне пели: «Эх, хорошо в Стране Советской жить!/ Эх, хорошо Страной любимой быть!»
    Неотъемлемой частью книги являются ее иллюстрации, черно-белые, выразительные, тревожащие. Создается впечатление, что одновременно читаешь книгу и смотришь, фильм, снятый по ней.   В этом сказывается основная профессия Евгения Еличина и его американский опыт работы в Голливуде.
        Участники разговора пришли к общему мнению, что  «Сталинский нос» - повод для разговора о важном, тема предательства – одна из центральных.      Основной сюжет книги складывается вокруг выяснения обстоятельств "вредительства" и поиска виновного. Саше пришлось столкнуться с предательством соседа, отца, тети, друзей, учительницы - практически каждый кого-то предает. В первый раз в жизни – Саше приходится думать «своей головой», самому разбираться в том, что хорошо и что плохо. Можно ли предавать тех, кого любишь? Что важнее – быть как все или поступать по совести? Не однозначна позиция и самого Саши. 
  

Частью обсуждения стало обращение к пьесе нашего земляка В.Ф.Балашова «Дровяниковое лето", посвященной событиям  30-х годов на Уралмаше,  которая содержит яркие картины травли в школе детей «врагов народа». Ребята убеждаются, что история Саши Зайчика типична, подобные имели место и в соседних с нами школах.
   Ребята не прошли мимо и элементов фантастики, самого образа сталинского носа, связанного с повестью Н.В.Гоголя. Они обратили внимание на личность учителя Лужко, объяснявшего ученикам вневременное значение повести «Нос»: «Нос» о том, что слепая вера в чужие теории, что для нас хорошо, а что плохо, рано или поздно приводит к невозможности собственного мышления. А это грозит развалом идеологических устоев».      Заметили они и мнение Саши о языке учителя: «Подозрительный тип, остальные учителя говорят нормальными словами, как по радио, а это нет, что-то с ним не порядке». Этот эпизод стал поводом для речевой характеристики  главного героя. Он думает и говорит штампами, нормальный человеческий язык и нормальные человеческие отношения возникают лишь к концу книги, в бесконечной очереди на Лубянку, где оттаивает его сердце.
        Подводя итоги,  рассуждали о финале книги:       он оптимистический или пессимистический? 
     Ребята пришли к выводу: книга помогает не только увидеть, но и понять то время. Сопереживание главному герою порождает негодование и неприятие мира, в котором живет Саша Зайчик, нежелание вернуться в прошлое.
    До и после проведения обсуждения участникам была предложена анкета, в которой следовало ответить на вопросы:
1.      По вашему мнению, чтение книги «Сталинский нос» необязательно, желательно, обязательно? До урока: 1 человек ответил необязательно, 80% - желательно, 20% - обязательно. После урока: необязательно – 0, желательно – 17%, обязательно – 83%.
2.      ....Книга помогает понять: прошлое, настоящее, разобраться в сложных вопросах?
До урока: прошлое – 60%, настоящее – 2%, разобраться в сложных вопросах – 38%.
После урока: прошлое – 30%, настоящее – 8%, разобраться в сложных вопросах – 62%.
3.       Ты хотел бы продолжить знакомство с этой темой? «Да» - единодушно ответили все опрашиваемые, многие добавляли «обязательно».
4.       Какие темы для обсуждения тебе интересны?  Большинство тем связано с желанием познакомиться с различными периодами в истории страны (революция, война, сталинский террор). Выражали желание обсудить книги, которые помогли бы прояснить проблемы сегодняшнего дня, отношения между людьми, возможности перемен в обществе.





Обзор «полосатой серии», или Легко ли быть подростком?

                                                                                       Ембулаева Людмила Николаевна, 
                                                                                                                    зав. библиотекой 
                                                                                                          МАОУ  гимназии № 144


     Во время перестройки, ломавшей привычные стереотипы, с киноэкрана прозвучал неожиданный до этого времени вопрос «Легко ли быть молодым?» И авторы одноименного фильма, отбрасывая клише о красивой поре энтузиазма, творческих открытий, неиссякаемых возможностей, показали как сложно, мучительно, часто трагично быть честным, думающим, неравнодушным человеком, сталкивающимся с реалиями жизни. У серии книг издательства «Розовый жираф» «Вот это книга» могло быть название «Легко ли быть подростком».  На эту мысль навел обзор книг серии. Это был необычный обзор, он не столько информировал, сколько сообщал читателям: «Проблемы, с которыми ты сталкиваешься сейчас, знакомы и нам, прочти, воспользуйся чужим опытом».
    Среди сокровищ  «Книжного чемоданчика» было несколько названий «полосатой серии», нашим читателям она уже известна, но дополнительное количество первоклассных книг дало повод для знакомства с ними новых читателей. Договорились: участники обзора прочтут по одной  книге и расскажут о ней. Каждому  «обозревателю» предлагалось ответить относится ли книга к числу тех, которые хочется передать друзьям со словами: «Прочти, вот это книга!»
    Каждая книга этой серии уникальна. А объединяет их то, что, начав читать,  оторваться невозможно. При этом авторы не надоедают советами, от них не услышишь упреков. Наоборот, они относятся к читателям уважительно, ведут разговор на равных. Они показывают,  как в сложных ситуациях вели себя сверстники, но как поступать вам, вы решите сами. Авторы этих книг не заигрывают, похлопывая по плечу и утешая: «Не переживай, всё  будет хорошо, всё устроится». Повествование в этих книгах построено так, что становишься участником событий, и все время стараешься понять, не оценить, а понять, почему  герои поступают так, а не иначе. Ты и у себя все время спрашиваешь: «А как бы поступил я?» Не всегда в этих книгах счастливые концы, потому что они правдивы, и в реальной жизни  не всегда побеждает добро и справедливость.   
    Обозреватели эмоционально и заинтересованно рассказывали о книгах, делились впечатлениями, ведь круг проблем каждой из книг близок им. Было видно, что и участники обзора заинтересованы в знакомстве с этими произведениями, но разговор получался каким-то гладким, что-то не удовлетворяло.  И тогда после знакомства с поразительными книгами Паласио «Чудо»  и «Привет, давай поговорим» слово взяла библиотекарь и призналась, что если бы не эта серия, она вряд ли  стала бы читать книги, посвященные героям с тяжелыми физическими недугами, так непросто сопереживать чужой боли. «А вообще нужны ли такие книги?»  В глазах читателей появилось новое, несколько озадаченное выражение.  «Вы не задумывались, как нам повезло, что мы здоровы, что так просто владеем тем, о чем только мечтают попавшие в беду?  А что если подобное случится с вами, вашими родными, вашими друзьями? Как быть? Как помочь, чтобы не нанести дополнительных ран? Каково это оказаться в подобной ситуации, с чем сталкивается, что переживает человек, ребенок, его близкие?»  В классе образовалась тишина, наполненная вопросами, эмоциями, мыслями, которые требовали осмысления и не предполагали немедленных ответов.
     …Такого горячего желания прочитать книги после обзора я не помню. И как хорошо, что серию  пополняют прекрасные произведения, как проверенные временем, так и современные: Гэри Шмидт «Битвы по средам» и Ролад Смит «Пик». Быть подростком, когда на не окрепшие плечи, сваливаются сложнейшие проблемы,  во все времена сложно, как важно, чтобы в этот момент находится тот, кто протянет руку помощи.

Среди содержимого  «Книжного чемоданчика» гимназисты 6-7 классов сразу обратили внимание на  книгу Евгения Ельчина «Сталинский нос». Ребята ее быстро читали, эмоционально реагировали, обсуждали с родителями. Пройти мимо такой заинтересованной реакции было невозможно, так родилась идея проведения круглого стола. Ученикам было предложено прочитать книгу, был размножен текст с тем, чтобы на каждой парте он присутствовал, давая возможность находить необходимые цитаты.  Обсуждение получилось очень насыщенным, давало повод для разговора на волнующие темы. К круглому столу заинтересовано отнеслись учителя, предлагали  провести его и в старших классах. 





Краткий план разработки библиотечного занятия
"Рисуем иллюстрацию к книге Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы»
с помощью веб-ресурсов»
Разработчик: Ансимова М.Г.
Педагог-библиотекарь, МАОУ СОШ №22,
 г. Екатеринбург

При обучении рисованию на компьютере важен поиск таких заданий, которые можно было бы выполнить быстро и одновременно многому научиться. Например, видеть и понимать цвет, чувствовать пропорции, создавать колорит, передавать в рисунке пространство или делать декоративные композиции. Компьютер позволяет выполнять задания аккуратно и красиво.
Поставленные перед обучающимися задачи активизируют познавательную и творческую деятельность.
Для проекта использован сайт  http://www.newart.ru/htm/flash/risovalka_1.htm   для рисования, инструкционные карты «Как рисовать ангела» (Приложение 1, 2, 3), инструкция «Как работать в сервисе «Стандартная рисовалка», буктрейлер  В. Дармаевой http://yandex.ru/video/search?text=когда%20отдыхают%20ангелы%20буктрейлер&path=wizard&parent-reqid=1463372653740616-4937301049887776986358129-man1-4015&filmId=fsH1dK59UXI

Возраст обучающихся: 11-12 лет
Тип занятия: комбинированное.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютеры.
Формы работы: индивидуальная (практическое задание) и групповая (теоретическая часть занятия)
Цель занятия: формирование умений и навыков при создании иллюстрации к книге в программе  «Стандартная рисовалка»: http://www.newart.ru/htm/flash/risovalka_1.htm   Рисование фломастером с выбором цветов, толщины линии, проигрыванием процесса рисования после завершения рисунка.
      Задачи мероприятия:
              Образовательные:
              знакомство с  понятием «книжная иллюстрация»;
              отработка умений и навыков рисования  с помощью
панели рисования) в программе flash/risovalka
       Развивающие:
              развитие инициативности и самостоятельности при выполнении практического задания в программе  flash/risovalka;
              развитие мелкой моторики руки;
              Воспитывающие:
              воспитание уважительного и бережного отношения к книге.
Содержание занятия
Ход занятия
Действия педагога
Действия обучающихся
время
1.

Организационный момент
  Приветствие, постановка цели, задач

5 мин.

2.

Вводная часть
Знакомство с задачами занятия
Краткий инструктаж по ТБ

Отвечают на вопросы по ТБ при работе с ПК.
3 мин.

3.

Основная часть Теоретический блок занятия:
 Просмотр презентации «Знакомство с книжной иллюстрацией»
Сопровождает презентацию мини-лекцией

7  мин.
4.
Игровое задание «Найди иллюстрацию в книге»

Оказывает детям помощь в поиске типов иллюстраций и проверяет правильность выполнения заданий.

Ищут в предложенных книжных изданиях типы иллюстраций.

5 мин.

5.
Мини-презентация «Рисуем ангела»
Сопровождает презентацию объяснением
Работают с инструкционными картами
5  мин.

6.
Практический блок занятия:

Актуализация  имеющихся знаний способов рисования  фломастером с помощью линий и цвета
Практическая работа
15 мин.

7.
Итоговая часть занятия

Напоминает о том, что данную работу они продолжат на следующем занятии.
Задает вопросы  о ходе выполнения задания и возникших трудностях с целью актуализировать задачи занятий.
Просмотр буктрейлера.
Отвечают на вопросы.





Эмоциональный отклик
5 мин

Вывод: При обучении рисованию на компьютере важен поиск таких заданий, которые можно было бы выполнить быстро и одновременно многому научиться. Например, видеть и понимать цвет, чувствовать пропорции, создавать колорит, передавать в рисунке пространство или делать декоративные композиции. Компьютер позволяет выполнять задания аккуратно и красиво. Занятие направлено на ознакомление с книжной графикой и на самостоятельное выполнение иллюстрации к книге при использовании веб-ресурса.

 Инструкционная карточка
 «Как работать в сервисе «Стандартная рисовалка»
• На этом полотне ты можешь не только рисовать разноцветными "фломастерами", но и в конце работы посмотреть весь процесс своего художества после нажатия кнопочки Play.
Словарик:
color - цвет,
line - линия,
page - страница,
cursor - курсор,
print - печать,
sign - подпись,
clear - очистить,
redo - отменить отмененное,
undo - отменить,
play - проиграть.
• Есть вариант сохранения рисунка в PDF-файл на свой компьютер, если у тебя в принтерах установлен виртуальный принтер PDF печати.




Конкурсы комиксов с использованием книг проекта (стихотворных произведений были проведены в МАОУ СОШ № 167 И МАОУ СОШ № 95.  Предлагаем вашему вниманию положение конкурса, разработанное Викторией Александровной Архиповой, педагогом -  библиотекарем МАОУ СОШ № 167.


УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ № 167
________________________ Э.А.Бабич
«_____» _________________ 2016 год

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении школьного конкурса комиксов
«СТИХО – МИКС»

1. Общее положение
1.1. Школьный конкурс комиксов по произведениям российских и зарубежных поэтов, авторским стихам детей «СТИХО – МИКС» (далее − Конкурс) проводится в рамках плана работы библиотеки школы и приурочен к Году кино в России. Рекомендательный список произведений современных российских поэтов из фонда школьной библиотеки в приложение 1.
1.2. Организатором конкурса являются: администрация школы, библиотека, классные руководители.
2. Цели и задачи
Цель конкурса: повышение престижа чтения среди школьников и родителей, через создание творческих форм анализа текста.
Задачи конкурса:
·        познакомить обучающихся с поэзией современных российских и зарубежных  авторов, произведениями классиков русской поэзии;
·        мотивировать школьников к чтению;
·        выявить и развить творческий потенциал школьников;
·        расширить знаний детей о формах представления прочитанного художественного произведения;
·        познакомить обучающихся с одним из популярнейших жанров массовой культуры - комиксами.
Комикс - серия рисунков с текстом, образующая связное повествование юмористического или приключенческого характера. Серия рисунков с текстом, образующая связное повествование юмористического или приключенческого характера.
3. Участники конкурса:
В Конкурсе принимают участие обучающиеся 2-5-х классов МАОУ СОШ № 167.
4. Номинации Конкурса:
1.     «Что будет, если книг не будет» – лучшая адаптация поэтического произведения.
2.     «Рисую смех» - самый смешной комикс.
3.     «Краткость – сестра таланта» - самый лаконичный (короткий) комикс.
4.     «Я не вру, а сочиняю»– лучшая адаптация авторского стихотворения.
5.     «Моя Вообразилия» – лучшие авторские иллюстрации.
Организаторы имеют право создать дополнительные номинации при подведении результатов Конкурса.
5. Требования к конкурсным работам
5.1. К участию в конкурсе допускаются только индивидуальные работы.
5.2. Создавать комикс можно как с использованием веб ресурсов, так и рукописно.
5.3. Максимальное количество сюжетных страниц – 10 (титульный лист – 11-й).
Титульный лист обязателен для всех работ:

Название работы
Автор, название стихотворения, по мотивам которого создан комикс
Автор комикса
фамилия, имя, класс
 
 







Комикс может быть представлен как в цветном, так и в монохромном варианте.
5.4.         В комиксе можно использовать как авторские так и заимствованные картинки из Интернет (указать источники информации, ссылки на web – ресурсы).
5.5.         Рукописные работы представляются в одном из видов:
1.     бумажный вариант в папке с файлами, на одном листе А4 не более двух сюжетных картин;
2.     сканы страниц в формате pdf объединить с один файл, принести на флеш-карте;
3.     сканы страниц в формате jpg загружаются в любой слайд или видео редактор, при желании - добавить музыку, принести на флеш-карте.
5.6.         Веб- работы выполняются в любом ресурсе и представляются:
1.     Сохраненный файл на флеш- карте.
2.     Ссылка на работу в Интернет.
Обучение работе в слайд или видео редакторах проводится в библиотеке.

Ссылки на веб ресурсы для создания онлайн комиксов:


генератор комиксов на русском 1001mem.ru/create
Сайты создания комиксов

goofl.ru/программа-создания-комиксов-скачать-бесплатно



Работы не соответствующие указанным требованиям к конкурсу не  допускаются.
Каждый участник может представить на Конкурс не более 3-х творческих работ.
Представленные работы участникам не возвращаются и в дальнейшем могут быть использованы и опубликованы организаторами Конкурса, в целях, не противоречащих законодательству РФ.

6. Критерии оценки конкурсной работы
Соответствие работы выбранному сюжету
5 баллов
Полнота раскрытия темы стихотворения
5 баллов
Оригинальность, самобытность сюжета
5 баллов
Логичность сюжета
5 баллов
Увлекательность завершенность сюжета
5 баллов
Дизайн: композиция, сочетание рисунка и текста
5 баллов
Качество рисунков (кроме шаблонных для онлай комикса)
5 баллов
Качество исполнения работы (грамотность и аккуратность оформления
5 баллов


7. Сроки проведения Конкурса: работы принимаются по 29 апреля включительно в библиотеке школы.

8. Поведение итогов Конкурса и награждение победителей:
Оргкомитет Конкурса формирует жюри.
По итогам Конкурса в каждой номинации будет определен победитель и финалисты (2, 3 место) по каждой возрастной категории:
1 - обучающиеся 2-х классов;
1 - обучающиеся 3-х классов;
1 - обучающиеся 4-х классов;
1 - обучающиеся 5-х классов;
Награждение победителей и финалистов состоится на школьном празднике в мае 2016 года.
Информация об итогах Конкурса, работы победителей выставляются на сайте школы в разделе «новости» http://xn--167-5cd3cgu2f.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/news
9. Контактная информация
По всем вопросам обращаться в библиотеку школы:
зав. библиотекой – Архипова Виктория Александровна, 306-53-20, arhvik@mail.ru

Приложение 1.
Книги современных российских поэтов из фонда библиотеки школы
Востоков С. «Сэры и драконы».
Грантс Я., Сиротин Д. «Стихи на вырост»
Мориц Ю.  «Крыша ехала домой»
От 7 до 12. Сборник для семейного чтения
Придворов М., Сметанин А. «Бабайки»
Сыч Е. «День рождения носорога»
Тимофеев А. «Зоопарка»
Я на облаке сижу. Сборник

Книги проекта "Путешествие книжного чемоданчика" используются библиотекарями для проведения запланированных  ранее мероприятий.




  Ребята из творческой группы «ШкольникоФФ» МАОУ СОШ № 95 взяли шефство над близлежащими детскими садами. Литературный десант «Кузовок сказок» побывал в д/с № 377 и № 367. Ребята из 4А, 5А, 5В, 6Б классов продекламировали стихотворения современных уральских   детских авторов М. Придворова и Я. Грантса: «Отмщение», «Борода», «Бабайки», «Художник» , «Подушка» и  другие. Наши школьники очень старались. Детишкам было интересно смотреть и слушать яркое выступление. Мероприятие было подготовлено педагогом – библиотекарем Борисовой Ю.Ю.
  Отзыв музыкального работника  Мельковой Н.В.: « Нам очень понравилось сотрудничать с вашей школой. Хотели бы продолжить и сделать совместные акции традиционными. Дети были рады, что школьники пришли к ним в гости. С удовольствием участвовали в викторине и отгадывании загадок. С интересом слушали стихотворения».

 Отзыв мамы участника из 5в кл. Емельяновой Н.В. : «Наши школьники молодцы! Хорошо выступали! У малышей личики были заинтересованные. Хотелось бы в сценарии побольше подвижных моментов».

     Стихотворения из "Чемоданчика" были прочитаны творческой группой "ШкольникоФФ" и для учащихся начальной школы:








Комментариев нет:

Отправить комментарий